Блог

Полезная информация на все возможные области в сфере систем автоматизации и технологий.

Диспетчеризация котельной

Диспетчеризация котельной

Одним из условий, гарантирующих бесперебойную работу котельных, являются диспетчерские системы. Автоматизация процессов и установка удаленного администрирования позволяют отслеживать состояние аппаратуры и осуществлять оперативное принятие мер при нештатных ситуациях.

Одним из условий, гарантирующих бесперебойную работу котельных, являются диспетчерские системы. Автоматизация процессов и установка удаленного администрирования позволяют отслеживать состояние аппаратуры и осуществлять оперативное принятие мер при нештатных ситуациях.

Актуальность процесса диспетчеризации

Диспетчеризация котельных — это удаленный доступ к системе и к ее технологическим процессам. Система успешно отслеживает и корректирует работу. Внимание стоит обратить на мониторинг и контроль показателей теплового носителя.

Есть два способа автоматизации установок:

  • использование персонального компьютера;
  • услуги мобильного оператора.

Используя компьютер, контроль над автоматизированной системой осуществляет непосредственно оператор, находящийся на удаленном расстоянии от объекта и имеющий доступ к персональному компьютеру. На экран выведены основные параметры котельной, которые представлены единой мнемосхемой или динамической картинкой.

Изображение идентично тепловой схеме соответствующего объекта. На этой схеме указаны все насосы и трехходовые клапаны, трубопроводы, горелки. Через персональный компьютер оператор также получает важную информацию об аварийных ситуациях в котельной и ее блоках.

При использовании мобильной связи контроль над автоматикой осуществляется путем смс-сообщений. Такой способ автоматики, как правило, используется в частных домах. Он отвечает за безопасность теплового носителя. В случае экстренных ситуаций, пользователь получит смс-сообщение и краткое описание проблемы.

Функциональная система также информирует о параметрах контроля с периодичностью, заданной пользователем. Обычно это давление воды, работа насосов, температура обратного и подающего трубопровода, ряд других важных для работы котельной показателей.

Для второго способа необходима специальная аппаратура. Речь о программируемом логическом контроллере (ПЛК), модеме, телефоне, которые принимают смс-оповещение. Диспетчеризация с использованием компьютера стоит значительно дороже.

Дополнительные траты идут на приобретение персонального компьютера и программ для него, выплату оператору за его работу. Но все же такая система более информативная и удобная, в частности, если есть необходимость управлять сразу несколькими котельными одновременно.

Компьютерная автоматизация через ПК дает возможность сохранения всех архивных параметров и ситуаций аварийного характера, чтобы избежать их в дальнейшем. Более того, она позволяет быстро реагировать в случае потери связи с элементами котельной.

Стабильная связь с предоставлением постоянного IP-адреса, ее бесперебойная работа — обязательное условие для системы дистанционного доступа. Также отметим, что в ситуации с смс-сообщением отсутствие связи бывает непоправимым для котельных, потому что потребители будут не в курсе о неполучении модемом сигналов с аппаратуры, вышедшей из строя.

Также нужно иметь в виду, чтобы организация, создающая проектно-монтажную схему и обслуживающая ее, должна иметь соответствующий опыт их создания. От качества разработанного софта зависит срок функционирования котельной без аварий в обычном режиме.

Подвергнуть автоматизации можно котельные разного типа, а именно:

  • газовая, функционирующую на природном или ином газе;
  • паровая, преобразующую пар в тепловую энергию (снабжение промышленных объектов);
  • угольная котельная, в которой во время сгорания угля образуется тепловая энергия.

О составляющих компонентах

Для системы диспетчеризации котельных (СДК) важными составляющими является ряд автоматизирующих устройств. Они дают возможность функционирования на базе программируемого логического контроллера (ПЛК). При этом нет необходимости держать на «постоянке» обслуживающий персонал.

Контроль над управлением процесса и обмена сведениями с установленной системой происходит благодаря алгоритмам, которые контроллер реализует на практике. Контроллер также ведет учет энергетических ресурсов. Какой алгоритм ПЛК выбрать определяет сам потребитель/оператор перед программированием конкретного устройства. Для этого применяется специальное ПО.

функционирование котельной

С точки зрения функциональности ПЛК не только проводит измерения, но и преобразовывает сигналы, посылаемые датчиками устройств, в цифровые. К таким показателям для паровой котельной относят ряд параметров. Речь о напряжении и частоте; сопротивлении и силе токов; длительности импульсов.

Этот же ПЛК способен сформировывать и осуществлять отправку обратных сигналов, влияя, таким образом, на весь технологический процесс. В основе такого действия также лежит алгоритм, созданный непосредственно оператором. Благодаря контроллеру можно осуществлять управление локальными системами, поскольку он гарантированно предоставляет возможность обмениваться сведениями и отображать на компьютерном мониторе необходимую для оператора информацию.

Все котлоагрегаты оснащены специальными датчиками и устройствами автоматического контроля. Это позволяет безопасно функционировать горелкам. Если обнаружена экстренная ситуация, то контроллер подаст сигнал, остановив, таким образом, подачу топлива к котлоагрегатам.

Деактивацию подачи горючего можно наблюдать при нагревании воды больше допустимых параметров; при снижении показателей давления воздуха перед горелкой; отклонениях от нормы показателей давления газа или воды перед горелкой или на выходе из котла.

К аварийным относят случаи, когда:

  • погас факел горелки;
  • при неисправностях защитных систем.

Используя СДК, пользователи знают, что в таких случаях активируются защитные и сигнализирующие устройства. Автоматическое перекрытие происходит посредством быстродействующего клапана на газопроводе. Например, в случае отсутствия электрического питания. Дистанционное открытие клапана в этой ситуации невозможно. Это можно будет сделать после устранения аварии изнутри самой котельной.

Во время срабатывания аварийной сигнализации в помещении автоматически загораются световые сигналы, предупреждающие об опасной ситуации. В системе диспетчеризации контроллер собирает сигналы, а необходимую информацию о неисправностях посылает на пульт диспетчеров по интернет-каналам. Также данную информацию можно отправить в виде смс-сообщения на мобильного оператора с помощью модема.

С целью осуществления контроля на дисплей персональных гаджетов (компьютер, планшет, мобильный) выводятся следующие сведения: о рабочем режиме горелок котлов, сетевых и подмешивающих насосов. Благодаря полученным параметрам, оператор сможет проводить контроль за текущими температурными показателями подаваемой воды; температурными значениями на улице; обратки на входах-выходах теплового носителя котлов.

Сведения о давлении относятся к уровням входа/выхода теплоносителя котла, уровня теплового носителя перед и после сетевых насосов. Операторы получают информацию о показателях электрического счетчика и СПТ.

Назовем аварийные ситуации, когда контроллер посылает сигнал оператору:

  • при загазованности 1-го и 2-го порогов;
  • отклонение давления от нормы теплоносителя;
  • вскрытие помещения;
  • проблемы в функционировании подпитывающей системы;
  • закрытие/открытие топливных клапанов;
  • поломка котлов, горелок, насосов;
  • отсутствие электроснабжения на вводах.

Использование и преимущества системы

Система диспетчеризация обладает рядом преимуществ, а именно:

  • систематический централизованный контроль работы котельных устройств;
  • оперативная автоматическая подача сигналов об аварийной ситуации;
  • создание архива информации о статусе любого агрегата;
  • обнаружение вмешательства в работу котельной персонала.
схема диспетчиризации котельной

Функции

Основная задача, которая стоит перед предприятием, приводящая к диспетчеризации котельных — модернизация. Это касается технологического оборудования и организации системы автоматизации на базе ПЛК. Это материально затратные операции с финансовой точки зрения. Со стороны персонала это также может вызвать определенные трудности. Ведь в котельных до модернизации и диспетчеризации в штате числятся дежурный и оперативно-ремонтный персонал. После модернизации системы подобные сотрудники больше уже не нужны будут компании.

Из имеющихся бригад составляют небольшую оперативно-выездную команду. Ее задача — периодическое осуществление плановых осмотров котельной и проведение предупредительного ремонта при возникновении проблем. Такие ситуации вообще можно полностью исключить, если постоянно получать информацию о состоянии объекта.

Проблемой также может стать слабое мобильное соединение или отсутствие стабильной связи, необходимые для регулярной и успешной передачи данных о состоянии работы котельной. Ситуацию может исправить только провайдер, так как сотрудники котельной не смогут справиться своими силами. Для организации, владеющей котельной, это явный недостаток.

Внедрение

Существует единый разработанный алгоритм проведения диспетчеризации. На первом этапе производится работа с документами. Речь о схемах монтажа, инструкциях, принципиальных схемах, рабочих чертежах, линиях связи, схемах прокладки основных кабелей. Такими работами обычно занимается инженерный отдел организации, к которому относится и котельная.

Автоматизацию оборудования могут производить лицензированные компании. Когда строительные работы и работы по запуску диспетчерского пункта с присоединенным к нему оборудованием закончены, объект должен быть принят специальной комиссией. Перед тем, как ввести его в эксплуатацию, необходимо осуществить приемочные испытания и настроить алгоритм работы контроллера.

Организация системы диспетчеризации для своей котельной требует вложения финансов. Это касается покупки измерительного оборудования (приборы учета, программы для ПК), связного оборудования (средства связи, оплата канала связи, покупка оптоволокна, оплата его монтажа), стоимость интернет-портала. Также для диспетчеризации приобретают персональный компьютер и сервер. Расходы предстоят и во время непосредственной эксплуатации системы диспетчеризации. Это будет заработная плата оператора, средства на обслуживание сетей диспетчера. Чтобы сделать расходы более оптимизированными, необходимо найти такого поставщика связи, который предоставить качественные услуги.

О перспективах

В Российской Федерации пока еще пользуются смс-сообщениям и собственными каналами связи для бесперебойной работы котельной. Но в перспективе планируется переход исключительно на интернет-соединения поставщика и его трафик.

Также в единую информационную базу будут собраны данные, обработка и анализ которых необходимы для работы. Это поможет присоединить большее число потребителей и снизить цену системы. В таком случае потребуется приобретение приборов измерения и оплата провайдеру за его услуги. Последний подключит все приборы котельной к системе и, таким образом, будет производиться контроль над передачей информации.

Во многих европейских странах такая технология успешно применяется. Практика показала, что технология не только экономит бюджет в начале диспетчеризации, но и поможет наладить процесс даже для небольших предприятий.

«Авиэлси» — компания, профиль которой — профессиональные решения в автоматизации и электротехнике. Мы готовы выполнить любую схему грамотно. По всем вопросам по ремонту и обслуживанию обращайтесь к консультантам нашего сайта. Можно сделать заявку прямо сейчас, используя любую удобную форму обратной связи. Наши специалисты оперативно свяжутся с вами, чтобы уточнить все нюансы.

Мы предлагаем Нашим Клиентам комплексные решения систем автоматизации из одних рук, что позволяет избавиться от ненужных интерфейсов, с гарантией максимальной гибкости и высокой рентабельностью проектов.

Политика конфиденциальности

Обратная связь

Ваше сообщение отправлено. Мы в скором времени свяжемся с Вами.

Начните сотрудничество

Обратная связь

Ваше сообщение отправлено. Мы в скором времени свяжемся с Вами.

Оставьте заявку на продукцию

Обратная связь

Ваше сообщение отправлено. Мы в скором времени свяжемся с Вами.

Оставьте заявку на ремонт

Обратная связь

Ваше сообщение отправлено. Мы в скором времени свяжемся с Вами.

Контактная информация